Масштабные модели автомобилей

Почему модели для сборки появились гораздо раньше, чем огромный ассортимент готовых моделей, который мы видим сейчас? Видимо оттого, что технологии производства постепенно доросли до возможности удовлетворять этот спрос. Главную роль в этом деле традиционно следует отдать китайцам.

В России это направление "дремало" примерно до 2009 года. Можно было купить несколько видов масштабных моделей автомобилей (ну например Камазы делал завод Элекон), которые перекрывали потенциальный ассортимент не было чем на 5%. Речь о моделях советских и российских марок, которые в первую очередь интересны отечественным коллпекционерам масштабных моделей автомобилей. Ну и кое-что из зарубежных производителей (вроде немецкого Миничампса или чешского Абрекса), которые выпускали, понятное дело, в первую очередь модельки немецких и чешских автомобилей. Вообще, магазинов масштабных моделей было мало. 

Minichamps масштабная модель автомобиля

Во многих странах мира есть локальный производитель, который делает масштабные модели, специализируясь на моделях своей страны. В России (а уж тем более в Советском союзе) такие производители тоже были, но выпускали свои модели, редко выдавая новинки и не сильно заботясь о качестве. Всем мы помним, с каким вожделением, будучи пионерами, рассматривали на полках сувенирных или книжных магазинов, модели Москвичей, Волг и Жигулей. У этих моделей всё открывалось и стоили они очень приличных денег (3-5 и более советских рублей). На фоне тотального дефицита и отсутствия конкуренции (просто не с чем было сравнивать) эти модели казались очень приличными. 

масштабные модели автомобилей
Слева - модель произведённая в Саратове (Агат) в 90-ых годах. Справа - модель из Китая, произведённая в 2010-ых. 

А в 2009 году в Россию пришла итальянская компания Деагостини со своей бизнес-моделью, которую она использует в разных странах. Деагостини посмотрела, какие модельки интересны российскому коллекционеру, заказала в Китае тиражи недорогих штапованных машинок и напечатала партию журналов. Благодаря журналу, этот товар можно было распостранять через газетные киоски. Машинка в пластиковом блистере считалась как бы бесплатным приложением, вот такая хитрость. Хотя, понятное дело, главным в этом деле была как раз масштабная моделька, а журнальчик чаще всего было совершенно бестолковым, так как там всего несколько страниц.

Автолегенды СССР

Но появление журнальчика с моделькой само по себе могло и не обеспечить такого взлёта, который произошел. В конце концов, для Деагостини это лишь это одно из направлений. Загляните в газетный киоск - там будут и "Коллекция минералов" и какой-нибудь парусник, который надо собирать, два раза в месяц покупая новую деталь. Главное, что послужило причиной взлёта - Деагостини разместило рекламу на телевидении. И это просто взорвало спящий спрос.
 


Видеоролик рекламы масштабных моделей автомобилей от Деагостини, выходившей в 2009-2010 годах. 

Масштабные модели автомобилей в России.

Сотни тысяч российских мужиков, чьё детство пришлось на советское дефицитное время, словно сказали сами себе: "Эй! Да это мое любимое увлечение! Нереализованная мечта детства! Просто я не знал, что такие модельки существуют!".
 
Рекламируя свою журнальную серию "Автолегенды СССР", Деагостини заодно разбудило интерес к коллекционированую вообще любых масштабных моделей. Тираж первого выпуска "Автолегенды СССР №1" (синий Москвич-407) легко превысил 100 тысяч экземпляров и потом на этих формах машинка многократно еще переиздавалась в других цветах. Под номером 2 вышла Победа и тоже стала хитом.
 
масштабная модель автомобиля
Автолегенды СССР №2. Масштабная модель ГАЗ-М20 "Победа", вышедшая в сентябре 2009 года, стоила 800 рублей. 
 
Вновь появившиеся коллекционеры бросились прочёсывать рынок в поисках, какие ещё модели можно купить. И оказалось, что купить-то мало что есть. Как и положено, по всем законам свободного рынка, под внезапный устойчивый спрос стали появляться и предложения. Оказалось, что журнальные модельки за 500-700 докризисных рублей удовлетворяют не всех. Коллекционеры легко брали модели за 1000, 3000, 5000 и 10000 рублей. Верхней планки вообще не было. 
Модели масштабных автомобилей 1:43
Вот такая Победа производства IST продавалась не в блистере, а на подиуме с прозрачным колпаком. Детализация моделей IST считается выше, поэтому той же осенью 2009 года модель стоила вдвое дороже - 1700 рублей. 
 
перекрас масштабной модели
Коллекционеры просили "ещё!" и вот уже на рынке появились первые перекрасы - они стоили 2-3 тысячи рублей. Какой-нибудь рукастый мастер в домашних условиях разбирал фабричную модель, перекрашивал, добавлял если нужно дополнительные элементы. Такая модель называется "конверсия". В зависимости от сложности проделанной работы цена могла быть любой. 
 
За короткое время на полках самых активных коллекционеров появились дюжина почти одинаковых Волг ГАЗ-21, дюжина Москвичей 407, дюжина "Побед" и так далее. 
 
А производство масштабных моделей автомобилей всё наращивало обороты. В итоге за пять следующих лет (с 2009 по 2014) российские производители последовательно выпустили 100% всех марок и моделей первой узнаваемости и 80% тех моделей, которые знают не все. То что происходит после 2015 года - либо перевыпуски старого с небольшими изменениями (а то и без изменений), либо поиски редкостей. 

Рынок масштабных моделей автомобилей после кризиса.

В 2014 года случился финансовый кризис, обрушивший курс доллара. Модели, поставляемые главным образом из Китая (то есть покупаемые оптовиками за доллары) стали стоить в России в два раза дороже. Но предвестники затишья наблюдались и до кризиса, так как наиболее активная часть коллекционеров уже забила полки моделями и стала более избирательна в выборе. Финансовый кризис появлиял и на возможности коллекционеров и на стратегию производителей. Число игроков уменьшилось, многие организовали в России свои небольшие мелкосерийные производства. На сайте такой мастерской (мастерская моделей Моделстрой) вы сейчас читаете эту статью. Мы адаптировались к новым временам, выпуская модели совсем небольшими тиражами (хоть 10 штук) и чтобы оправдать высокую цену - больше внимания уделяем качеству и уникальности.

Даже спустя 5 лет (эта статья пишется в 2020 году) всё ещё не выгодно заказывать в Китае партию масштабных моделей автомобилей - просто нет уверенности, что тираж будет продан. А китайцы не хотят делать ни 20, ни 200 масштабных моделей, они хотят делать хотя бы 2000. В итоге, если вы выступаете в России как производитель, вы заказываете в Китае минимальное количество и получаете очень высокую себестоимость. И даже минимальный тираж может осесть на вашем складе непроданным. Но переживать не стоит. Если вы только сейчас начинаете коллекционировать масштабные модели автомобилей - выбор моделей очень велик.


Как делают масштабные модели в Китае.