Почему модели для сборки появились гораздо раньше, чем огромный ассортимент готовых моделей, который мы видим сейчас? Видимо оттого, что технологии производства постепенно доросли до возможности удовлетворять этот спрос. Главную роль в этом деле традиционно следует отдать китайцам.
В России это направление "дремало" примерно до 2009 года. Можно было купить несколько видов масштабных моделей автомобилей (ну например Камазы делал завод Элекон), которые перекрывали потенциальный ассортимент не было чем на 5%. Речь о моделях советских и российских марок, которые в первую очередь интересны отечественным коллпекционерам масштабных моделей автомобилей. Ну и кое-что из зарубежных производителей (вроде немецкого Миничампса или чешского Абрекса), которые выпускали, понятное дело, в первую очередь модельки немецких и чешских автомобилей. Вообще, магазинов масштабных моделей было мало.
Во многих странах мира есть локальный производитель, который делает масштабные модели, специализируясь на моделях своей страны. В России (а уж тем более в Советском союзе) такие производители тоже были, но выпускали свои модели, редко выдавая новинки и не сильно заботясь о качестве. Всем мы помним, с каким вожделением, будучи пионерами, рассматривали на полках сувенирных или книжных магазинов, модели Москвичей, Волг и Жигулей. У этих моделей всё открывалось и стоили они очень приличных денег (3-5 и более советских рублей). На фоне тотального дефицита и отсутствия конкуренции (просто не с чем было сравнивать) эти модели казались очень приличными.
Слева - модель произведённая в Саратове (Агат) в 90-ых годах. Справа - модель из Китая, произведённая в 2010-ых.
А в 2009 году в Россию пришла итальянская компания Деагостини со своей бизнес-моделью, которую она использует в разных странах. Деагостини посмотрела, какие модельки интересны российскому коллекционеру, заказала в Китае тиражи недорогих штапованных машинок и напечатала партию журналов. Благодаря журналу, этот товар можно было распостранять через газетные киоски. Машинка в пластиковом блистере считалась как бы бесплатным приложением, вот такая хитрость. Хотя, понятное дело, главным в этом деле была как раз масштабная моделька, а журнальчик чаще всего было совершенно бестолковым, так как там всего несколько страниц.
Видеоролик рекламы масштабных моделей автомобилей от Деагостини, выходившей в 2009-2010 годах.
В 2014 года случился финансовый кризис, обрушивший курс доллара. Модели, поставляемые главным образом из Китая (то есть покупаемые оптовиками за доллары) стали стоить в России в два раза дороже. Но предвестники затишья наблюдались и до кризиса, так как наиболее активная часть коллекционеров уже забила полки моделями и стала более избирательна в выборе. Финансовый кризис появлиял и на возможности коллекционеров и на стратегию производителей. Число игроков уменьшилось, многие организовали в России свои небольшие мелкосерийные производства. На сайте такой мастерской (мастерская моделей Моделстрой) вы сейчас читаете эту статью. Мы адаптировались к новым временам, выпуская модели совсем небольшими тиражами (хоть 10 штук) и чтобы оправдать высокую цену - больше внимания уделяем качеству и уникальности.
Даже спустя 5 лет (эта статья пишется в 2020 году) всё ещё не выгодно заказывать в Китае партию масштабных моделей автомобилей - просто нет уверенности, что тираж будет продан. А китайцы не хотят делать ни 20, ни 200 масштабных моделей, они хотят делать хотя бы 2000. В итоге, если вы выступаете в России как производитель, вы заказываете в Китае минимальное количество и получаете очень высокую себестоимость. И даже минимальный тираж может осесть на вашем складе непроданным. Но переживать не стоит. Если вы только сейчас начинаете коллекционировать масштабные модели автомобилей - выбор моделей очень велик.
Как делают масштабные модели в Китае.